Телефон (регистратура)
8(02130) 5-51-57
Телефон (приемная)
8(02130) 5-57-22
Телефон "горячей линии"
8(02130) 5-57-22
с 8.00 до 13.00 , с 14.00 до 17.00
Портал рейтинговой оценки
RU BE EN

С 8 по 25 ноября 2022 года в Витебской области проходит областная акция «Детство без травм»

Обеспечение безопасности детей дома часто становится для родителей серьезной проблемой. Дети от природы очень любопытны и жаждут исследовать любую вещь, подвернувшуюся под руку – открытые окна, лекарства, острые режущие предметы и т.п. И это реальная опасность для детской жизни. Поэтому ребенка нужно научить, не только видеть реальные угрозы, но и обучить навыкам безопасности. Конечно, многие родители в целом знают, как уберечь детей от подобных неприятностей, но еще несколько советов по этому вопросу не помешают. Многих ситуаций можно избежать, если: - продумать безопасную расстановку мебели; - оборудовать окна, двери балконов ограничителями открывания; - закрыть все розетки пластмассовыми заглушками; - хранить мелкие предметы в местах недоступных для детей; - не допускать ребенка к горячей духовке, утюгу, обогревателю; - правильно хранить домашнюю утварь и бытовую химию; - не ставить рядом емкости с бытовой химией и бутылки с соком или водой; - сделать домашнюю аптечку недоступной для детей и не оставлять лекарства в пределах досягаемости ребенка; - ознакомить ребенка с основными правилами личной безопасности. В каком возрасте чему учить? До трех лет малыш должен находиться под постоянным наблюдением взрослых – мам, пап, бабушек, дедушек. Поэтому безопасность ребенка до 3 лет – это полностью зона ответственности его родителей и близких взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» – он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них. В дошкольном возрасте необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Отдельно в разговорах с ребенком 6-7 лет стоит остановиться на взаимодействии с другими детьми. Часто, особенно в общении со старшими детьми, происходит ситуация, когда ребенка подталкивают к различным рискованным действиям, например, засунуть гвоздь в розетку. Важно заранее обговорить с ребенком возможность такой ситуации и объяснить, что авторитетом для него может быть только близкий взрослый, воспитатель, учитель, а не сверстник. Как обучать ребенка навыкам безопасности? Обучайте заранее. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Можно использовать для обучения детские сказки. Всегда, когда ребенок сталкивается с неожиданной, опасной для него ситуацией, делайте акцент на том, в чем же опасность и как можно ее избежать. Обучайте наглядно и разнообразно. Вместе с практическим действием любая информация запоминается лучше. Ребенок должен увидеть, ощутить, воспринять через свои органы чувств и эмоционально. Можно сто раз повторить дошкольнику: «Не узнав, кто за дверью находится, ее открывать нельзя». Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздается звонок. «Кто к нам пришел?», – спрашиваете ребенка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить «Кто там?» (и так далее). А в следующий раз – пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что – еще нет, и в чем еще нужно ему потренироваться, чтобы четко усвоилось необходимое правило. Проигрывайте сценарий «что, если…». Например: «Что будет, если дотронуться до горячей плиты?». Практикуйте это до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок понимает ситуацию. Соблюдайте правила! Воспитывайте на собственном примере. Когда говорите с ребенком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом – с тем, как вы поступаете. Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Ставьте рамки – ограничения. Детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и задача родителей – обозначить границы, за которые выходить нельзя. Поощряйте правдивость и откровенность. Если для вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет, что вас обманывать и обмануть нельзя. Необходимо поощрять желание ребенка честно рассказать вам о каком-либо событии. Старайтесь строить фразы так, чтобы обойтись без «не», «нет» и «нельзя». Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т.д. Однако следует отметить, что до 6-8, а иногда и до 10 лет у ребенка не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ее воспринимать. В результате все, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи – ходи», «не открывай – открывай» и т.д. Знание только того, как не надо делать, не поможет разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать. Важно помнить! Запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать. Проверяйте и закрепляйте все то, чему научили ребенка. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но и закреплять, вводить в бытовую практику, чтобы ребенок усвоил и запомнил ее. К вопросу безопасности подходите творчески – не запрещайте ребенку все на свете, позвольте ему вместе с вами познавать этот интересный мир, развивайте понимание опасности и навыки ответственности за свою жизнь, так вы сделаете дом надежной крепостью для своего ребенка. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения.